Toyota не планирует внедрять аккумуляторы большой емкости как для автомобилей материнской марки, так и для Lexus.
Однако в планах — твердотельные аккумуляторы и радикальное уменьшение размеров автомобильных компонентов.
После многих лет критики Toyota теперь определенно опережает свое время в плане дизайна, но номенклатуре определенно придется пройти подобную доработку.
Хорошим примером (помимо bZ4X) является концепт Lexus LF-ZC, который недавно дебютировал на выставке Japan Mobility Show. Однако, когда речь идет об этой модели, гораздо важнее другое. Когда он поступит в производство в 2026 году, это будет первый электромобиль на совершенно новой платформе Toyota, переработанный с ног до головы. Таким образом, это ознаменует появление новых, ранее невиданных технологий, таких как электронная (электрическая) система управления с дальностью действия 1000 километров.Однако добиться этого не удастся установкой огромного аккумулятора, тяжёлого как «дом», а Тойота добьётся своих целей за счёт внедрения новой химии.
В рамках своей презентации в Японии на прошлой неделе компания пригласила несколько известных представителей СМИ. Крупнейший в мире автопроизводитель представил ряд новых технологических концепций, в том числе имитацию «механической коробки передач» для электромобилей, помощь искусственного интеллекта и планы, связанные с аккумуляторами, на следующие несколько лет.
Что касается последнего пункта, руководители и инженеры одновременно молчали о деталях, но при этом были непреклонны в том, что Toyota не намерена идти по пути массивных аккумуляторных блоков для увеличения запаса хода, как это делают некоторые конкуренты. Сообщается, что LF-ZC способен проехать 1000 километров на одном заряде аккумулятора в соответствии с китайским испытательным циклом (CLTC), который все еще мягче, чем европейский WLTP и EPA США.
«Спор о том, правильна ли 1000 километров, уместна или нет, на самом деле не то, что нам нужно», – заявил на круглом столе Такаси Ватанабэ, президент Lexus International. «Однако, если мы достигнем 1000 километров, что станет возможным?» Это достижение, которое говорит о нашей технологии разработки, которая устанавливает ее в качестве стандарта… в рамках производственного процесса нам необходимо установить какую-то цель, то, чего мы хотим достичь, потому что в противном случае все остальное не встанет на свои места».
Ватанабэ добавил, что идея основана на чем-то вроде аккумулятора емкостью 80 кВтч, который можно считать аккумулятором среднего и большого размера, но который все еще намного меньше, чем аккумулятор емкостью 200 кВтч в GMC Hummer.
"Если мы скажем, что мы можем добиться от этой машины 1000 километров запаса хода, но для этого мы установим в нее дополнительные аккумуляторы, что сделает ее тяжелее и дороже, то в этом нет никакой технической проблемы", – сказал глава компании. Лексус Интернешнл.
Что спорно во всей этой истории, так это то, нужна ли водителям такая большая автономия. Среднестатистический водитель в Америке проезжает около шестидесяти километров в день, в Европе и того меньше. Однако большая часть рассматриваемой дискуссии связана с материалами, из которых изготовлены батареи, проблемами ресурсов и вопросами устойчивого развития. Хотя доказано, что электромобили, как правило, производят гораздо меньшие выбросы в течение своего жизненного цикла, чем их обычные аналоги, большие батареи требуют значительных ресурсов для изготовления, а также требуют больше энергии для зарядки. Следовательно, они менее эффективны и менее устойчивы по сравнению с пакетами более рациональных размеров.
В Японии Toyota немного уточнила свою стратегию разработки аккумуляторов, которую она представила в сентябре. Чтобы продемонстрировать курс, который она хочет пройти, компания использовала в качестве отправной точки нынешние литий-ионные аккумуляторы Panasonic емкостью 64 кВтч, которые, по данным китайского CLTC, могут обеспечить автономность до 615 километров. Toyota утверждает, что эти аккумуляторы можно зарядить от 10 до 80 процентов примерно за 30 минут.
Тем не менее, сообщается, что будущие батареи будут включать в себя новое поколение призматических литий-ионных батарей «Performance», которые будут обеспечивать вдвое большую дальность действия, чем нынешние bZ4X, общее снижение стоимости на 20 процентов и возможность перезарядки от 10 до 80 процентов всего за 20 минут. Toyota заявляет, что аккумуляторы Performance появятся в продаже в 2026 году и будут доступны в двух упаковках: одна для моделей внедорожников, а другая — для небольших и спортивных автомобилей.
Помимо прочего, Toyota работает над повышением плотности энергии рассматриваемых аккумуляторов и использованием новых опций в упаковке, таких как перемещение клемм. Помимо «производительных», японский бренд выпустит «Популярную» версию аккумуляторов, в которой используются более дешевые литий-железо-фосфатные элементы (LFP), что также практикуют Rivian, Tesla, BYD и Ford. А устройства LFP обеспечат на 20 процентов большую автономность по сравнению с bZ4X, а также будут на 40 процентов дешевле, предлагая при этом быструю зарядку за 30 минут. Они должны быть запущены в 2026/2027 году.
Как Toyota планирует достичь своих целей в области химии, остается загадкой. Однако в случае высокопроизводительных блоков японцы, как сообщается, будут использовать более компактную «биполярную структуру», в отличие от сегодняшних монополярных батарей, с катодом с высоким содержанием никеля.
В конечном счете, цель Toyota — поставлять твердотельные аккумуляторы. Японский гигант полон решимости наконец-то «поймать за хвост» эту неуловимую, но с другой стороны, технологию, способную полностью изменить правила игры в автомобильной промышленности. У BMW и Nissan схожие планы. Цель состоит в том, чтобы увеличить запас хода на 20 процентов даже по сравнению с литий-ионными батареями «Performance» и обеспечить быструю зарядку всего за 10 минут. Кроме того, Toyota заявляет, что стремится создавать «лучшие» твердотельные аккумуляторы, которые имеют на 50 процентов больший запас хода, чем высокопроизводительные литий-ионные аккумуляторы. Целевые затраты на твердые агрегаты пока не разглашаются. Toyota планирует подготовить свои твердотельные аккумуляторы к коммерческому использованию к 2027 или 2028 году.
Кто-то помнит, что японская компания уже делала подобные заявления. Крупнейший в мире автопроизводитель сделал смелые заявления о достижениях в области технологий твердотельных аккумуляторов в 2014 и 2017 годах, всегда имея в виду потенциальное серийное производство. Конечно, ясно, что рассматриваемые планы еще не материализовались, и Toyota еще предстоит догнать остальную часть линейки электромобилей.
Ее руководители также говорят, что одним из решений задач автономности является уменьшение размера многих компонентов внутри автомобиля, что может быть одним из секретов «сверхспособностей» LF-ZC.
Саймон Хамфрис, директор по брендингу Lexus, сказал, что рассматриваемый дизайн был выбран целенаправленно, заставляя инженеров задуматься о том, как достичь цели невероятного запаса хода в условиях жестких ограничений упаковки.
Это то, что Lexus называет «минимизацией всех основных компонентов», включая как систему рулевого управления (следовательно, систему, состоящую только из электроники), так и блок HVAC. Таким образом, инженеры смогут предоставить больше внутреннего пространства для пассажиров и установить более плоские, тонкие батареи с более высокой плотностью энергии. Это также будет первый электромобиль Toyota, произведенный с использованием технологии «gig-alive» с автономным движением по сборочной линии для более быстрого и экономичного производства.
Ватанабэ добавил, что знает, что Lexus и Toyota в целом отстают от некоторых конкурентов. LF-ZC чем-то напоминает Mercedes-Benz EQE. Однако он настаивает на том, что этот разрыв сокращается быстрее, чем думают люди, и что, несмотря на неравномерное распространение электромобилей во всем мире, компания не намерена быть фонарем в гонке электромобилей.
«Текущая дискуссия на рынке, ускорение, а также внутренние дискуссии относительно частоты запуска продуктов — это то, что, я считаю, ускоряется», — заключил Ватанабэ.